Фонд Социальных Инвестиций

Эксперты обсудили международный опыт повышения качества образовательных программ профессионального образования

30 сентября 2021 г. состоялся онлайн-круглый стол «Повышение качества образовательных программ среднего профессионального образования: опыт России и Азербайджана». Мероприятие прошло в рамках конкурса «Инновационные решения в области развития систем профессионального образования» проекта «Управление знаниями и наращивание потенциала в рамках партнерства России и ПРООН». Слушателями стали более 85 представителей системы профессионального образования.

В 2020 году в России студентами учреждений среднего профессионального образования стало рекордное число человек – 1,2 млн. В октябре того же года Министерство Просвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года. В основу новой Стратегии легли такие положения, как улучшение инфраструктуры СПО, повышение квалификации педагогов, синхронизация образовательных процессов с запросами рынка труда.

Эксперты, занимающиеся развитием образования, представили свои взгляды на то, какие компетенции востребованы на рынке труда, какова роль работодателя в формировании и реализации учебных программ и как сами студенты влияют на выбор карьерных траекторий.

Ксения Чайка, аналитик по управлению знаниями Офиса ПРООН по поддержке партнерства в РФ представила слушателям проект «Управление знаниями и наращивание потенциала в рамках партнерства России и ПРООН», отметив, что ключевой целью проекта является передача инноваций и обмен опытом и знаниями между Россией и странами-партнёрами. Спикер выразила надежду, что конкурс, в рамках которого в том числе и «Фонд социальных инвестиций» проводит работу, станет инструментом по передаче российских экспертных знаний, решений, ноу хау и приведёт к качественным изменениям в странах-партнёрах (Азербайджане, Беларуси и Киргизии) в области развития систем профессионального образования. Ксения подчеркнула, что победители конкурса – две российских компании (включая ФСИ) и индивидуальный предприниматель – работают в связке с национальными партнёрами, что обеспечивает устойчивую передачу знаний и приживаемость идей в той стране, где реализуется проект.

Исмаилова Гульнара, менеджер проектов EducationHub (Баку, Азербайджан), рассказала о трендах развития профессионального образования в Азербайджане. По словам г-жи Исмаиловой, организация EducationHub использует образование и социальное предпринимательство в качестве инструмента оказания социального воздействия, при этом вовлекает в эти процессы молодёжь, чтобы они становились лидерами изменений в своих сообществах. Эксперт отметила, что, однозначно, одним из основных трендов развития профессионального образования в стране является развитие навыков предпринимательства у студентов.

Дискуссию поддержала представитель Агентства стратегических инициатив Кадылева Жанна Михайловна. Она рассказала об вкладе Агентства в развитие среднего профессионального образования, и так же акцентировала внимание на проектах по формированию бизнес-компетенций студентов и важности их реализации («Фабрика предпринимательства», «Я – предприниматель».

Решетникова Светлана Владимировна, руководитель направления по дополнительному образованию детей и педагогов (Фонд инфраструктурных и образовательных программ), рассказала о востребованности развития навыков предпринимательства у молодёжи, отметив, что не нужно ограничивать детей и подростков, необходимо дать им самостоятельность и научить предпринимательскому мышлению. Спикер уверена, что даже если в дальнейшем учащийся не станет бизнесменом, эти знания и умение думать по-другому помогут ему в построении карьеры.

Научный руководитель «Карьеры в России» (КВР) Сергей Сергеевич Гиль, рассуждая о роли студентов в практиках карьерного развития, рассказал о предлагаемых КВР решениях. Эксперт подчеркнул, что главная задача организации – оснастить колледжи, студентов и бизнес инструментами для эффективной синхронизации запросов, превосходной практической подготовки. Согласно проведенному КВР исследованию, бизнес зачастую предпочитает работать со студентами напрямую, минуя учебные заведения. Поэтому для того, чтобы колледжи оставались конкурентноспособными в подготовке квалифицированных кадров, необходимо прислушиваться к мнению и идеям самих студентов.

Селюкова Юлия Евгеньевна, советник образовательных программ БФ «Система» выступила на тему готовности работодателя вкладываться в развитие кадрового среднего звена. Спикер с сожалением отметила, что у студентов слабо развита компетенция «предпринимательство», особенно у студентов технических направлений – тех, от кого эту компетенцию ждут больше всего. По мнению Юлии Евгеньевны, работодателям интересны студенты, обладающие разносторонними навыками, и они готовы создавать для них возможности «прокачивания» навыков, создания новых продуктов, путём проведения обучающих мероприятий и взаимодействия с учебными заведениями. Так, созданная по инициативе благотворительного фонда онлайн-обучающая платформа «Лифт в будущее» дает возможности всем зарегистрированным пользователям повысить свои управленческие компетенции.

Следующим выступил Скорняков Алексей Андреевич, заместитель директора по международной деятельности АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)», который презентовал Евразийскую Программу развития компетенций – программу полного цикла формирования устойчивой системы профессиональной подготовки, которая включает в себя ежегодное обучение экспертов, тренеров, мастеров производственного обучения и преподавателей стран евразийского пространства в очном и дистанционно-очном форматах, ежегодное проведение Евразийского чемпионата с целью последующей трансформации системы профессиональной подготовки и рынка труда через реализацию проектных инициатив. В 2021 году в мероприятиях Евразийской программы развития компетенций принимают участие 10 стран евразийского пространства – Армения, Беларусь, Индия, Иран, Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

После обсуждения ключевых тем круглого стола директор программ ФСИ Оксана Борисовна Анистратенко презентовала слушателям результаты исследования образовательных программ по предпринимательству в учреждениях профессионального образования Азербайджана. Оксана Борисовна рассказала о результатах фокус-групп и онлайн опроса преподавателей учреждений профессионального образования страны, реформах в сфере профессионального образования и государственных приоритетах Азербайджана. Эксперт также отметила, что в результате исследования были выявлены следующие запросы от преподавательского сообщества: повышение практико-ориентированности в программы по предпринимательскому образованию, усиление популяризационного компонента, расширение партнёрств с МСП, совершенствование системы мониторинга и оценки воздействия.

Дискуссию завершил генеральный директор ФСИ, председатель Комиссии по социальному предпринимательству Опоры России Голубев Сергей Викторович, поблагодарив экспертов и слушателей за участие в круглом столе. Спикер подытожил, что для бизнес-сообщества очень важно, чтобы как можно больше студентов были предприимчивыми и занимались реализацией своих стартапов.

Организатор мероприятия: «Фонд социальных инвестиций» (ФСИ) при поддержке Агентства социальных инвестиций и инноваций. Проект по развитию навыков предпринимательства и предприимчивого мышления у студентов профессионального образования республики Азербайджан  реализуется в рамках конкурса «Инновационные решения в области развития систем профессионального образования» проекта ПРООН «Управление знаниями и наращивание потенциала в рамках партнерства России и ПРООН» на средства, выделенные Правительством Российской Федерации.

Запись круглого стола доступна по ссылке:  https://disk.yandex.ru/d/n0FbqarCuOVWOA

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы ждем комментариев от живых людей * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.