Фонд Социальных Инвестиций

Рынок социальных услуг: риски и перспективы

Сергей Голубев

Выход негосударственных организаций на рынок социальных услуг кажется перспективным направлением развития социальной сферы: сокращение неэффективной бюджетной сети, повышение качества и разнообразия социальных услуг в рамках имеющихся бюджетных лимитах и т.п. Однако до настоящего момента доступ НКО к оказанию бюджетных социальных услуг во многом остался декларативным.

Непростой диалог между властью и негосударственным сектором длится не один год, и поэтому на конференции «Рынок социальных услуг Московской области», организованной Комиссией по социальному предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ,  кипели эмоции, и представители НКО и социальных предпринимателей активно обсуждали проблемы доступа на рынок социальных услуг, финансируемых за счет бюджетных средств.

Наиболее активно обсуждались вопросы административных барьеров, создаваемых для НКО, в Московской области. Среди них завышенные требования к поставщикам услуг, непрозрачные процедуры включения в реестр и т.п.

Светлана Налепова, член федеральной Комиссии по социальному предпринимательству ОПОРЫ РОССИИ в цифрах визуализировала ситуацию с деятельностью НКО. По ее данным, в Московский области зарегистрировано 13 003 НКО, из них социальными услуги предоставляют 1335 НКО.  В реестре поставщиков социальных услуг Московской области уже 180 записей, но нет полной информации об этих организациях.

Как отметила Налепова, когда организаторы конференции решили разыскать эти НКО в сети и пригласить на конференцию руководителей, чтобы те поделились положительным опытом, их ждало разочарование. Ни один поставщик социальных услуг не согласился прийти, и открыто рассказать о себе и услугах. Таким образом, вопрос о прозрачности информации о поставщиках социальных услуг Московской области остался открытым.

Однако только ли административные барьеры препятствуют развитию предпринимательской деятельности НКО? Как заключили участники конференции, проблемы заключаются и в профессиональном уровне организаций, их неготовности оказывать на постоянной основе согласованный объем услуг. И для того, чтобы стать поставщиками услуг, им нужно повышать свои управленческие компетенции и технологизировать свою деятельность. В этом им могут помочь действующие акселераторы и инкубаторы для НКО, государственные и негосударственные информационные и образовательные ресурсы, в частности Платформа для предпринимателей Деловой Среды.

Как сказал, Никита Новосадов, руководитель департамента инвестиций в социальную сферу, Агентства стратегических инициатив (АСИ), на федеральном уровне активно развивается инфраструктура поддержки НКО и  социальных предпринимателей, в частности в 2017 году был учрежден Фонд поддержки социальных проектов, который будет оказывать образовательную и финансовую поддержку. Агентство готово проводить системные реформы, однако от НКО нужно не просто описание проблем, но и комплексные, продуманные решения.

После обсуждения перспектив и рисков развития рынка социальных услуг, Сергей Голубев, директор Фонда социальных инвестиций, провел форсайт сессию, в которой НКО разработали образ будущего рынка социальных услуг Московской области, обозначили параметры системы государственной и негосударственной поддержки и развития социального предпринимательства и НКО. А также сформировали рабочую группу из представителей НКО по доработке дорожной карты развития рынка социальных услуг Московской области. Основным выводом, сделанным участниками форсайт-сессии стало, что НКО должны активно расширять оказание социальных услуг населению, предлагая новые решения для удовлетворения потребностей различных целевых аудиторий, при этом не нужно ориентироваться на систему государственной поддержки, вероятность получения которой непредсказуема.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы ждем комментариев от живых людей * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.