Фонд Социальных Инвестиций

Подходы к оценке социальных результатов для социального предпринимательства

Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к измерению социального воздействия и социальных результатов. Это во многом связано с глобальным финансовым кризисом, который определяет заинтересованность доноров и инвесторов вкладывать имеющиеся ресурсы в те инициативы, которые демонстрируют не только финансовую устойчивость, но и решение или снижение остроты социальных проблем. Кроме того, произошло осознание того факта, что измерение социальных результатов позволяет повысить эффективность предприятия (проекта), а также в большей степени удовлетворять потребности своих благополучателей и клиентов.

Для социального предпринимательства оценка социальных результатов также имеет большое значение. Как уже обсуждалось ранее, термин «социальное предпринимательство» содержит два слова, каждое из которых весьма важное. Если говорить о первом, то именно социальные результаты, получаемые предприятием, характеризуют его «социальность». Каждый признак социального предпринимательства так или иначе подчеркивает его основную цель – «смягчение или решение социальных проблем»:

— Социальное воздействие – целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты;

— Инновации – применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;

— Самоокупаемость и финансовая устойчивость – способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;

— Масштабируемость и тиражируемость – увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия;  Предпринимательский подход – способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом».

Необходимость оценки социальных результатов в социальном предпринимательстве представляет собой встречный процесс. Для социальных предпринимателей представляют интерес конкретные, простые и удобные инструменты для оценки и самодиагностики – в какой мере социальное предприятие приближается к решению заявленных социальных задач, к своей социальной миссии. А для финансирующих их структур и людей (государства, социальных инвесторов, благотворительных фондов, частных лиц и пр.) – еще и в какой мере данное предприятие вообще можно считать социальным? Насколько обоснована его финансовая поддержка и преференции именно в контексте социального предпринимательства?1 Ответы на эти вопросы связаны с процессами управления социальным воздействием – планированием, измерением и оценкой социальных результатов.
Что же такое социальный результат и как он создается? Как оценить эффективность, результативность и экономичность социального предприятия? Рассмотрим стандартную цепочку социальных результатов:

 

 

 


Ресурсы/вход (inputs) – все, что необходимо для реализации проекта или предприятия: человеческие, материальные, организационные, информационные и прочие ресурсы.
Деятельность (activities) – конкретные действия, осуществляемые в рамках проекта /предприятия для достижения целей и задач, а именно мероприятия по использованию исходных ресурсов и превращению их в непосредственные результаты. Например, оказание конкретных социальных услуг.
Непосредственные результаты (outputs) – все, что непосредственно производится в процессе деятельности. Например, количество малообеспеченных семей, которые ежегодно получают услуги социального предприятия; ежегодный объем произведенной продукции и пр.
Социальные результаты (Outcomes) – изменения, которое преднамеренно или непреднамеренно произошли вследствие осуществления деятельности. Для социальных предприятий, связанных с оказанием услуг, это главным образом изменения состояния, поведения, статуса благополучателей (клиентов). В отличие от непосредственного результата, социальный результат – это не то, что «произвело» предприятие, а последствия деятельности для благополучателей (клиентов), изменения в их поведении. Например, это число малообеспеченных семей, у которых стабильно повысился доход благодаря деятельности предприятия; число граждан с ограниченными физическими возможностями, которые трудоустроены на предприятии; доля клиентов, у которых зафиксировано улучшение психологического состояния и пр.
Социальное воздействие / социальный эффект (Impact) – те благоприятные изменения, которые ожидаются от деятельности предприятия. Эти результаты проявляются, например, в изменении условий воспитания детей, здоровья клиентов, их трудоустройства или доходов. Определение социального эффекта – одна из самых сложных задач. В отличие от социальных результатов, социальные эффекты обычно отдалены по времени и показывают не только изменения (поведения, восприятия, отношения) у благополучателей (клиентов), но и те положительные результаты, которые могут произойти как следствие этих изменений не только у непосредственных клиентов (благополучателей), но и в обществе в целом. Например, это доля клиентов (неблагополучных подростков с девиантным поведением), которые после участия в деятельности социального предприятия (фитнес-центра), получили образование, а в последующем – хорошо оплачиваемую работу; снижение уровня подростковой преступности в районе, где расположено указанное социальное предприятие (фитнес-центр) и пр.
Производительность (результативность) – это отношение объема ресурсов к объему полученных результатов.
Экономичность – это соотношение объема используемых ресурсов на единицу создаваемого результата.
Социальная эффективность – это соотношение социальных и непосредственных результатов деятельности.
Экономическая эффективность – это соотношение финансовых результатов деятельности и затрат на их осуществление.
Социально-экономическая эффективность – это отношение социальных результатов и воздействия, которые могут быть измерены в денежном выражении, к стоимости затраченных на это ресурсов. 


Управление социальным воздействием и социальными результатами – весьма важная, но непростая задача. Аналогично тому, как социальное предприятие планирует и выстраивает систему измерения финансовых показателей и целей, социальному предпринимателю необходимо четко определить и свои социальные цели. А соответственно, разработать план и показатели для их достижения, для измерения прогресса на этом пути.
В международной практике для оценки социальных результатов в сфере социального предпринимательства используется практически весь спектр подходов и методов , традиционно применяемых при оценке социальных программ и проектов. С развитием рынка социальных инвестиций получает развитие и практика стандартизации инструментов измерения социальных результатов и социальные инвесторы играют в этом ведущую роль. Однако в социальном предпринимательстве есть и своя специфика:
1) социальное предпринимательство характеризуется разнообразием природы, целей деятельности, типов предприятий, а соответственно, сложно найти общие релевантные показатели, обеспечивающие точность, сопоставимость и сравнение данных;
2) важность ряда критериев успеха социального предприятия и достижения им социальных целей, которые обычно отсутствуют при оценке благотворительных или коммерческих проектов. Например, лидерские качества и личностный рост социального предпринимателя, развитие контактов и связей в сообществе;
3) необходимость использования творческого, нестандартного подхода к оценке социального предпринимательства – одновременная оценка как социальных, так и бизнес-результатов. И в этом смысле особый интерес представляют удобные инструменты для самооценки социальных предпринимателей – как не упустить бизнес, но и не потерять свою социальную миссию;
4) более частые контакты и большая непосредственная вовлеченность организаций, финансирующих социальных предпринимателей, на всех этапах проведения оценки.

Рассмотрим подходы, которые наиболее популярны в международной практике при оценке социального предпринимательства:

1) Стоимостные оценки социальных результатов
Стоимостные оценки весьма приветствуются со стороны доноров и инвесторов. Оценка затрат, которые несет общество из-за преступности, бедности, наркомании и т.д., которые решает социальный предприниматель, позволяет продемонстрировать вносимый им экономический вклад.
Примеры социальных результатов, к которым в большей степени применимы стоимостные оценки, — те, которые в той или иной степени уже связаны с финансами:
— Рост доходов (или экономии расходов) благополучателей и членов их семей непосредственно после получения услуг социального предприятия или в определенный период в будущем;
— Изменение доходов и расходов других членов общества вследствие изменения состояния участников социальных программ;
— Экономия общественных ресурсов в результате сокращения потребности в государственной поддержке отдельных категорий граждан;
— Изменение (сокращение) спроса на специализированные социальные услуги;
— Увеличение общественных доходов за счет увеличения занятости или производительности благополучателей (клиентов).

Существует два основных подхода при проведении стоимостных оценок – анализ затрат к полученным результатам либо к извлеченным выгодам:
Анализ затраты-результативность (cost-effectiveness analysis, CEA) используется в ситуациях, когда денежное выражение созданных социальным предприятием «выгод» или результатов невозможно или нецелесообразно – если социальное воздействие производится для разных сфер, или создаются результаты, которые измеряются в разных единицах измерения (например, «сохраненные годы жизни» и «количество детей, окончивших среднюю школу»). В этом случае невозможно объединить такие единицы, и становится невозможным измерить суммарную эффективность.
Анализ затраты-выгоды (cost-benefit analysis, CBA) – это подход, в котором затраты измеряются в соотношении с разнообразными результатами и эффектами социального предприятия. Производится учет чистой выгоды и в отношении общества в целом, и в отношении различных заинтересованных сторон. Инструмент позволяет принимать обоснованные решения по широкому спектру социальных результатов, принимать решения о приоритетах в финансировании. Однако данный метод не позволяет учесть весь спектр социальных выгод и затрат (явных и неявных).
Основные различия в многочисленных стоимостных подходах – это определение того, как определяются социальные результаты, как именно рассчитываются затраты, как социальные результаты или выгоды преобразуются в натуральные единицы или монетизируются.


Пример: «Аланский Дом» Социальное предприятие (Великобритания), которое оказывает помощь женщинам – бывшим осужденным, не совершить повторное преступление. Ежегодно через Дом проходит около 200 женщин, затраты составляют около 200-300 тыс. фунтов в год.
Социальные результаты – позитивные изменения в жизни женщин, их детей и семей, местного сообщества и потенциальных работодателей. В результате деятельности социального предприятия женщины обзаводятся собственным жильем, заботятся о детях и забирают их из-под опеки государства, получают работу. Такие социальные результаты входят в сферу интересов следующих стейкхолдеров:
— система правосудия (сокращение рецидивов),
— чиновники здравоохранения (сокращение травм, запущенных болезней и проблем, вызванных употреблением наркотиков, предотвращение сексуальной работорговли),
— социальные службы (увеличение заботы о детях),
— жилищные и другие службы (обеспечение жильем и устойчивость местного сообщества).
Стоимостная оценка социального воздействия для перечисленных стейкхолдеров составляет около 40 млн. евро за один год (около половины – за счет экономии для системы правосудия и пенитенциарной системы). Таким образом, данное социальное предприятие оправдывает вкладываемые в него средства.


Основное ограничение стоимостных оценок социальных результатов – высокие затраты (временные, финансовые, интеллектуальные и пр.) на их проведение. Это существенно ограничивает их распространение в сфере социального предпринимательства.

2) Гибкие, прагматичные методы оценки

Учитывая высокие затраты (временные и финансовые) на сбор и анализ данных о полученных социальных результатах, в сфере социального предпринимательства весьма востребованы гибкие и прагматичные подходы к целям и самому процессу оценки социальных результатов.
В частности, в 2015 году международная организация Acumen6 запустила методологию «Бережливой» оценки (Lean Data)  для оценки эффективности социального предприятия.
Отправная точка исследования – что именно сам социальный предприниматель не знает и хотел бы знать о своих клиентах (благополучателях). Методология позволяет упростить сбор данных, их анализ и интеграцию в процесс принятия решений:
— со-трудничество. Отсутствие единого, подходящего для всех организаций подхода к оценке. Lean Data ставит вопрос о том, какими видят желаемые изменения социальные предприниматели, а затем начинается совместная работа над сбором данных, которые помогут ответить на наиболее важные вопросы;
— внимание к клиенту (благополучателю). Lean Data переносит фокус оценки с доноров / инвесторов и помогает услышать мнение конечных потребителей, чтобы организация могла делать продукты и сервисы, которые лучше решают их социальные проблемы;
— польза полученных данных. Lean Data не предполагает создание отчетов для инвесторов, а нацелена на формирование постоянного потока информации от потребителей, чтобы помочь социальному предпринимателю принимать лучшие решения;
— экономичность. Благодаря широкому использованию информационных технологий, Lean Data позволяет быстро собирать данные, с минимальными временными и финансовыми затратами на проведение исследований.

3) Единая рамка для управления социальным воздействием
Ряд экспертов и практиков предупреждают о невозможности создания универсального подхода, а также нецелесообразности «спустить сверху» один единственный набор показателей для измерения социальных результатов, так как весьма разнообразны социальные проблемы, которые решают социальные предприятия, а также их действия, масштабы, благополучатели и пр. Более практический подход в такой ситуации – предложение широкого набора (рамки) рекомендованных показателей, подходящего для большинства разновидностей социальных предприятий.
Именно по такому пути восходящей, а не нисходящей линии предписаний пошла Европейская комиссия, предложив Стандарт по измерению социального воздействия , который служит руководством для социальных предпринимателей и финансирующих их структур10 . В основе стандарта – руководство «Социальное воздействие: измерение и управление»11, разработанное Европейской ассоциацией венчурной филантропии.

Единство Стандарта обеспечивается не за счет набора единых показателей или одного единственного инструмента, а за счет единообразия этапов (или шагов) управления социальным воздействием (Рисунок 2):

Все эти пять шагов рекомендуется выполнять в указанной последовательности, постоянно возвращаясь к предыдущим по мере накопления информации и опыта.

 

 

 


Пример. Программа «Кения». Социальные инвестиции в социальное предприятие, которое создает санитарную инфраструктуру в Кении.
Социальная проблема: 2,6 млрд чел. без доступа к адекватной санитарии, несмотря на миллиарды внешней помощи. Это приводит к болезням, загрязнениям воды: более 1,7 млн. смертей и экономические потери 84 млрд долларов в год.
В Кении 8 млн человек не имеют доступа к адекватной санитарии.
Виды деятельности: I) создание сети недорогих санитарных центров в трущобах; II) распространение через франчайзинг для местных предпринимателей; III) сбор образующихся отходов; IV) переработка отходов в электричество и удобрения.
Ресурсы:
оборудование – санитарные центры, транспортные средства для сбора, автоклавы для преобразования отходов в удобрения и для выработки электроэнергии;
персонал – квалифицированный персонал в Кении контролирует строительство канализаций санитарных центров и отбора франчайзеров, сотрудники для сбора отходов и транспортировки, операторы реакторов для производства электроэнергии и удобрений;
партнеры – специалисты, содействующие внедрению – преподаватели, инженеры, микрофинансовые организации, доноры.

Ожидаемые положительные социальные результаты на местном уровне:

— расширение доступа к средствам санитарии обитателям трущоб,
— увеличение занятости для обитателей трущоб,
— улучшение здоровья для пользователей санитарными услугами;
— увеличение доходов для операторов санитарных услуг;
— улучшение экологической ситуации (меньше отходов в воде).
на национальном уровне:

— снижение перебоев в энергоснабжении,
— снижение выбросов углекислого газа,
— уменьшение зависимости от импорта удобрений,
— уменьшение использования химических удобрений, наносящих вред экологии

Потенциальные негативные социальные результаты: потери для занятых в действующих системах традиционной санитарии и потери для занятых в действующих компаниях, связанных с удобрениями.

Определение стейкхолдеров и выявление их ожиданий:
— Операторы санитарных систем;
— Пользователи санитарных систем;
— Обитатели трущоб;
— Государственная служба здравоохранения и санитарии;
— Микрофинансовые организации;
— Правительство;
— Фермеры;
— Существующие энергетические компании;
— Существующие компании, поставляющие удобрения;
— Работники санитарных предприятий;
— Социальные инвесторы;
— Мусоросборщики.

Учитывая ресурсы и начальный этап программы, наиболее актуальны для достижения миссии 3 группы, о чьих ожиданиях можно предполагать следующее:
пользователи: заплатят деньги за услугу и рассчитывают, что туалет будет чистый и, возможно, ожидают, что будет меньше проблем со здоровьем.
операторы: получат доход от туалетов, оплатят взнос за франшизу; ожидают устойчивый поток клиентов и необходимую поддержку франчайзера, если возникнут к-л проблемы,
обитатели трущоб: если установка санитарных систем приводит к уменьшению отходов в трущобах, то у всех жителей могут снизиться проблемы со здоровьем. Но маловероятно, что жители трущоб обязательно будут иметь такое ожидание.

Ожидаемые результаты.
Непосредственные результаты:
• N установленных туалетов
• $ выручка от продаж
• N операторов
• N пользователей туалетов
• N посещений
• Рост доходов операторов
• Кг собираемых отходов (и обработанных)
• КВт произведенной энергии
• $ выручка от продаж
• Кг произведенного удобрения
• Кг проданного удобрения
• $ выручка от продаж
Социальные результаты:

• Расширение доступа к санитарии для обитателей трущоб
• Рост занятости среди обитателей трущоб
• Улучшение здоровья пользователей и в целом обитателей трущоб
• Улучшение экоситуации в трущобах (меньше отходов в воде)
• Снижение выбросов
• Снижение зависимости от дорогостоящих импортных удобрений
• Снижение зависимости от хим. Удобрений

Социальные эффекты:
• Улучшение физического благополучия (ниже уровень заболеваемости)
• Улучшение материального благополучия
• Повышение энергобезопасности
• Улучшение окружающей среды

Проверка и определение ценности:
1) технической помощи, предоставленной социальным предприятиям: Отслеживается вся безвозмездная помощь (затраченное время, ее реальная или приписываемая стоимость) для ежегодного подсчета ее рыночной стоимости. Первоначальный подсчет разрабатывался и производился с помощью внешнего консультанта, далее благодаря созданным настройкам уже без внешнего консультирования – в целях сокращения расходов. Также инвестор собирает всевозможные подтверждающие данные с помощью кабинетного исследования (отслеживаются данные о заболеваемости), проводится сравнительный анализ (сбор о деятельности и результатах аналогичных предприятий, работающих в сходных условиях).
2) социальных результатов деятельности: Инвестор пока не работает с социальными предприятиями по вопросам стоимостной оценки результатов их деятельности, так как они не обладают достаточными ресурсами для применения приемлемых оценочных методик (восприятие ценности/цены, индекс выхода из бедности). Считается, что на начальной стадию жизни предприятий им лучше потратить время на доработку бизнес-модели и консолидацию продаж вместо того, чтобы перегружаться «требовательными» индикаторами и реагированием на другие запросы со стороны инвестора.
В сотрудничестве с другими инвесторами создан удобный шаблон для внутреннего мониторинга и отчетности по социальным результатам (наряду с финансовой информацией). Привлечены специалисты на условиях про боно.


Европейская Комиссия проводит большую разъяснительную работу для социальных предпринимателей и финансирующих их структур, рассказывая о преимуществах управления социальным воздействием. В первую очередь, это упрощение процесса измерения социального воздействия – возможность сокращения расходов на отчетность, более рациональное расходование ресурсов социальных предпринимателей за счет введения единого стандарта (как правило, у каждого донора и инвестора свои, зачастую очень разнообразные требования к отчетности и условиям предоставления средств).
Другой международный пример нисходящего регулирования и внедрения практик оценки социальных результатов – Закон о социальной ценности (The Public Services (Social Value) Act), принятый в Великобритании в 2013 году.
Под социальной ценностью понимаются социальные и экологические блага, которые могут быть созданы в дополнение к выгодам непосредственно от самих закупаемых услуг, в первую очередь для соответствующей территории.
Закон вводит для органов власти требование до проведения закупок услуг учесть:
а) каким образом закупаемые услуги могут улучшить экономическое, социальное и экологическое состояние соответствующей территории;
б) каким образом процедура закупки гарантируют такое улучшение.

Закон стал ответом Великобритании на финансовый кризис – вместо сокращения государственного финансирования предложен новый подход предоставления услуг, оценка среднесрочных результатов через призму социальных и экологических последствий. Закон предоставляет возможность еще до процесса закупок выявить не только менее затратные предложения, но и более эффективные (в том числе в социальном и экологическом плане).
Реализация Закона способствует также развитию социального предпринимательства, так как учитывается не только их экономический, но и социальный вклад.


Пример: социальное предприятие Fresh Pastures (Великобритания) Предприятие оказывает услуги по поставке молока в местные школы. Социальные результаты:
— трудоустройство длительно безработных граждан или граждан с ограниченными физическими возможностями;
— повышение информированности школьников по вопросам утилизации мусора (проведение сотрудниками предприятия образовательных мероприятий в школах);
— сокращение бытовых отходов: одновременные услуги по сбору и ресайклингу использованных картонных пакетов от молока.


Доказательная база для проведения оценки социальных результатов
Как и в любых других исследованиях, качество проведенной оценки и ее выводов во многом зависит от представленной доказательной базы. Социальные предприниматели и финансирующие их структуры могут выбирать между тремя опциями:
1) Верификация (проверка) данных — поиск всех необходимых подкрепляющих доказательств и раскрытие всех источников информации этих доказательств. Это обычная часть любого исследования, которая может быть выполнена самим социальным предпринимателем, инвестором или внешними организациями.
2) Независимая экспертиза предполагает привлечение независимой организации (специалиста), которая проведет экспертизу всего процесса измерения социальных результатов, полученных данных и даст оценку достоверности и надежности методов и процесса сбора информации, а также выводов о достигнутых социальных результатах.
3) Аудит социальной эффективности – более формальный подход, требующий предоставления письменного заверения, аналогично финансовому аудиту14 . В ходе такой проверки специалисты оценивают, например, прозрачность, готовность к обмену опытом, экономическую целесообразность и реалистичность инициативы. Отчеты о результатах аудита включает краткое заключение о социальной эффективности и рабочих процессах организации, а также комплект сопроводительных материалов. Аудит может проводиться как по запросам социального предприятия, желающего продемонстрировать достигнутые социальные результаты, так и по просьбе доноров, которые хотят вложить ресурсы в самые перспективные предприятия. Если социальная эффективность не будет подтверждена, организация сможет воспользоваться отчетом для обучения своей команды и улучшения своих услуг, программ и стратегий.

Основные проблемы на пути разработки системы оценки социальных результатов:
Отсутствие простых и практичных инструментов. Большое количество инструментов измерения, сложности технологического и финансового характера приводят к тому, что многие социальные предприниматели не измеряют и не оценивают свои социальные результаты, либо делают это нерегулярно, без системного подхода.
Недооценка качественных изменений. Количественные показатели не всегда отражают важнейшие качественные изменения в жизни благополучателей или общества.
Ложные цели и показатели («снятие сливок» или «сбор лучших вишен»): выбор более «легких» благополучателей для предоставления услуг для демонстрации больших успехов в достижении социальных результатов. Система измерения социальных результатов должна мотивировать социального предпринимателя выбирать такие цели, которые позволили бы добиваться поставленных показателей, обеспечивающих достижение социального воздействия;
Манипуляции и «азартные игры»: При использовании любой системы измерения всегда будут те, кто пытается переиграть систему, чтобы получить более «красивый» отчет о достигнутых социальных результатах.
Отсутствие гибкости: Вне зависимости от того, достигнуты ли запланированные социальные результаты, среда, в которой действовало социальное предприятие, уже изменена. Социальные потребности находятся в постоянном движении. Любая система измерения должна учитывать необходимость изменений, каждые 3-5 лет необходимо проводить ее настройку и коррекцию.
Пропорциональность и сбалансированность: усилия, вкладываемые в систему измерения социальных результатов и уровень точности должны быть соразмерны.
Чрезмерная бюрократия: система измерения социальных результатов должна помогать, а не забирать у социального предпринимателя и без того дефицитные ресурсы; не тормозить принятие решений, что весьма критично для социального предпринимательства, которое должно быстро и гибко реагировать на потребности рынка и стейкхолдеров.
Выводы и рекомендации
— Планируйте социальный результат с учетом цепочки социальных результатов.
— Изначально планируйте систему измерения и оценки социальных результатов. Используйте для этого, например, европейское Руководство по планированию и измерению социального воздействия.
— Активно используйте опыт других предпринимателей и организаций, общие базы социальных результатов и показателей. Например, Матрица социальных результатов, российская база социальных результатов и показателей .
— Ищите зависимость между финансовыми и социальными результатами предприятия (проекта).
— Наращивайте экспертизу и потенциал, консультируйтесь с коллегами и экспертами в области оценки социальных результатов, участвуйте в мероприятиях по оценке социальных результатов .
— Ищите способы, как доступно и понятно рассказать о полученных Вами социальных результатах вашим целевым аудиториям – клиентам, донорам и инвесторам, партнерам, органам власти, обществу.


Материал подготовлен АНО «Эволюция и Филантропия», Москва, 2016

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы ждем комментариев от живых людей * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.