Фонд Социальных Инвестиций

Service-learning – Universidad de Navarra делится опытом с российскими ВУЗами

Service-learning

В современном мире значительно меняется отношение к высшему образованию как у работодателей, так и у студентов. Для работодателей важны не только теоретические знания выпускников вузов, полученные в лекционных залах и на лабораторных занятиях, но и так называемые soft skills (или социальные навыки) – умение проводить переговоры, управлять проектами, публично выступать, анализ информации и многие другие.

Эти навыки модно приобрести только в процессе практической деятельности. Одним из инструментов работы по развитию социальных навыков в университетах является волонтерская деятельность. Однако только участие студентов в социально-значимых проектах некоммерческих организаций в качестве «рабочих рук» не позволяет достичь значимых результатов, да и зачеты, которые ставятся за волонтерскую деятельность, не позволяют сохранять энтузиазм студентов в течение продолжительного периода.

Университет Наварры (Universidad de Navarra, Испания) является одним из лидеров по использованию service learning — передовой педагогической практики, позволяющей внедрить практико-ориентированные подходы в обучающий процесс. Отличительной чертой service learning от добровольчества является долгосрочная проектная деятельность студентов под наставничеством своих преподавателей, направленная на решение проблем местного сообщества. Эта практика идеально гармонирует с миссией университета в том виде, в котором ее определил основатель Хосемария Эскрива:  университет Наварры стремится внести свой вклад в материальное и духовное улучшение общества.

В Университете Наварры внедрение service learning начали с того, что нашли заинтересованных преподавателей. С применением практико-ориентированного подхода в университете начали запускаться проекты, которые объединили ресурсы образования и потребности общества. Как использовать химию, биологию, архитектуру или археологию на благо социума? Какой эффект даёт активация социальной ответственности образовательных структур, и почему преподавали осознали этот вклад в будущее поколение и готовы использовать новые подходы в методиках обучения?

Не останавливаясь в собственном развитии, на базе университета Наварры открыли специальный офис, в котором стали обучать других преподавателей проектному подходу на международном уровне. В результате в различных странах начали запускаться студенческие проекты. Например, студенты Миссисипи в проекте по экологии создали программу переработки городских отходов, которой ранее не было.

Для Университета Наварры эта деятельность привела к значительному росту в мировых рейтингах: в 2017 году университет занял первое место в Испании или 37-е место в мире по востребованности выпускников среди работодателей в рейтинге QS.

О практике service learning, ее внедрении на базе университетов и о значимости практико-ориентированного подхода в обучении для студентов и местных сообществ интервью с Магдаленой Гаете, официальным представителем Университета Наварры в России.

Как вы запустили Service-learning в Universidad de Navarra?

Сначала расскажу о том, как мы начали развивать волонтёрство. Это было примерно 15 лет назад. Студенты ездили, поддерживали кого-то, что-то строили, преподавали для бедных детей. Некоторое время назад университет создал офис волонтёрства – Тантака, который связывает университет с сообществом. У нас есть примерно 100-150 НКО, фондов, которые поддерживают нуждающихся людей. Волонтёрство – это, конечно, безвозмездно, но в то же время для студентов дает важное признание. Они молодые, им это нужно. Мы отправляем студента в одну из НКО, где он получает несколько часов теории – например, как работать с инвалидами или пожилыми людьми. Хорошо, если человек в течение семестра получил несколько часов теории. Плюс 20 или 25 часов реального волонтёрства. За это он получает 1 дополнительный балл. Каждый семестр он должен набрать 30 баллов за всю свою деятельности в университете, и один из них может быть как раз за волонтёрство. Но это за теорию и практику. Так мы и начали. Уже потом мы узнали о методологии обучения служению  (service learning) и начали её внедрять.

Использовать методологию Service-learning мы начали в Испании в 2011-2012 году.  Первую учебную группу создали в университете Santiago de Compostela при поддержке учёных из Universidad de Navarra. Официально мы выбирали предметы, но на самом деле – преподавателей, которые были «за» применение этих технологий и знали, что это такое. Европейский союз дал поддержку этому движению. Под его эгидой раз в год проводятся официальные конференции.

Мы выбрали 2-3 преподавателей и начали организовывать подразделения, которые изучают методологию и внедряют её. Университет Наварры является классическим университетом. У нас есть почти все предметы, только факультеты разные. Офис, который мы создали, обучает служению преподавателей, даёт им методологию, чтобы они могли внедрять её в свои предметы.

 Практика  service learning.

Люди начали делать разные проекты. Например, проект по использованию воды в Испании. Испания – засушливая страна. В отличие от России, в ней нет множества рек. Приходится использовать воду «с умом», это тема для уроков биологии и химии.

И что делали студенты? Они изучали воду, её состав, а потом рассказывали об этом маленьким детям. Каким образом? Они поехали на экскурсию. Посмотреть на воду под дождём, без дождя. Получилось хорошо, дети поняли, что бережное использование воды очень важно. И не только для страны, это важно лично для них.

Как волонтёрство возможно в архитектуре? Весь факультет каждое лето едет в Кению, Уганду или подобную англоговорящую страну. Решили, что проекты студентов будут посвящены проектированию и строительству реальной сельской школы для Уганды или Кении. Студенты целый семестр изучали теорию, создавали макеты, строили на территории университета часть здания. После чего проводился конкурс, и строили школу победителя.

В чём особенность? Ты не можешь брать стройматериалы из Испании. Нужно думать, какие материалы есть на месте, как, в случае необходимости, их можно заменить, как проводить ремонт и так далее. Это очень хороший пример. Это настоящее служение сообществу. Они не кормили бедных детей, но дети получили возможность учиться. В тех местах очень много дождей. Студенты сделали так, чтобы была возможность проветрить помещение, но в то же время, чтобы его не заливало во время дождя.

Другой проект связан с археологией. В Испании очень много открытых, но не исследованных находок, так как нет денег на раскопки. Преподаватель может очень много рассказать: про камни, вилки и так далее. И вот преподаватель сделал следующее: рядом с Помплоной есть городище, оставшееся со времён римской империи. В течение семестра группа несколько раз выезжала на эти раскопки и действительно копала. В результате студенты, изучающие историю, на практике узнали, как проводятся раскопки. Студенты исследовали находки, после чего ехали в архивы для дальнейшего изучения темы.

Является ли волонтёрство важным пунктом при трудоустройстве?

Волонтёрство в Испании, как и в США, очень сильно ценят. Когда человек занимается волонтёрством, он не только тратит своё время, он отдаёт своё сердце и душу этой работе. Взамен многое получает. Он развивает свои собственные социальные навыки.

Человек неделю ходит в детский дом не только для того, чтобы играть, но и чтобы преподавать математику, так как он – будущий инженер. Это не потеря времени, потому что ты вполне эффективно работаешь, ты отдаёшь себя, у тебя начинается социальная ответственность. И одно тянется за другим. Ты становишься более коммуникабельным, ведь если тебе 20, а нужно общаться с восьмилетними, а у тебя никогда не было младших братьев или сестёр, приходится учиться общаться с ними. А для работодателей в Англии, США это очень важно. На собеседовании могут спросить: «Вы волонтёр? Вы занимались волонтёрством во время учёбы?» Если да, то вам ставят весьма важную галочку. Потому что компания понимает, какие у вас развиты компетенции, понимает, что вы можете работать для других. А это очень важно при работе в команде.

Расскажите о том, как вы работаете с преподавателями в России?

Что сейчас происходит с преподавателями в России? Им скучно. Они устали. Они не получают обратной связи. Нужно заботиться о преподавателях.

Мы начали предлагать им свои семинары. Короткие, чтобы они не были серьёзной нагрузкой. Мы рассказывали им, как работает эта методология (Service learning). Каким образом можно ее применить, например, в математике.

Семинары с методологией и сопровождением. После семинаров организовано сопровождение. Ты делаешь работу, поскольку ты специалист, а я подскажу, что можно сделать с этой методологией. Это позволит разгрести университетскую рутину. Ты можешь заниматься чем угодно. Например, помочь слабовидящим людям, почему нет? Достаточно думать о других. Большие компании тебе помогут, для них это выгодно, для них это новый уровень, новый продукт. У них появляются люди в университетах, которые думают об этом.

Если ректор университета понимает, что необходимо, чтобы студенты после выпуска работали по специальности, чтобы у дверей университета выстраивалась очередь из работодателей, то систему необходимо запускать сейчас.

В чём заключается социальная ответственность учебных заведений?

Если ректор университета понимает, что важно, где его студенты будут работать потом, то обучение служению – отличная возможность. В университете может быть центр волонтёрства, разные курсы. Для развития навыков необходим хороший центр развития карьеры, где студентов не просто распределяют, а делают это в зависимости от их навыков и компетенций. Университет — это не просто обучение, это обучение и исследования.

У университетов есть социальная ответственность, им нужно иметь схожие проекты. Волонтёрство, Sevice Learning, семинары для студентов. Нужно дать обществу понимание того, что такое волонтёрство. Понимание, как общаться с другими людьми, с людьми, которые в этом нуждаются.

Использовать новые поколения – очень хорошая идея. В результате общество поддерживает университет, студентов и компании, и не только деньгами. У этого должна быть перспектива. Просто нужно хорошенько подумать – каким образом это реализовать?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы ждем комментариев от живых людей * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.