Фонд Социальных Инвестиций

Школа вожатых в Артеке, как шаг к открытому образовательному пространству

школа вожатых

С участниками проектной смены Агентства стратегических инициатив в МДЦ «Артек» — «Социально-культурное проектирование в развитии местных сообществ «Детский форсайт» работают не только тьюторы и волонтеры. Заботой и вниманием артековцев окружили и вожатые, которые сопровождают их в течение всего сезона. Спортивные соревнования и танцы, экскурсии и конкурсы, вечерние посиделки и дневные игры, свободного времени у ребят практически нет. И весь этот активный процесс выстраивают вожатые.

По словам Светланы Решетниковой, куратора смены от АСИ: «для АСИ принципиально важным является система развития лидеров и социальных лифтов, вовлечение в активную созидательную деятельность граждан нашей страны, начиная уже со школьной скамьи. Для этого необходимо формировать новые подходы к выстраиванию образовательных  пространств, применять современные педагогические технологии и инновации. Артек предоставляет широкое пространство возможностей для внедрения инноваций и поэтому мы решили запустить совместную Школу вожатых для развития у них современных компетенций, необходимых для создания открытого образовательного пространства».

Чтобы взглянуть на свою педагогическую работу со стороны, а также найти новые методы и подходы в работе со школьниками вожатых пригласили на тренинг, экспертом которого выступила Ирина Канзулова магистр педагогики, почетный работник образования России, директор центра семейного образования с тьюторским сопровождением.

— Стандарты и закон «Об образовании» гласит о том, что приоритетным принципом образования должен стать принцип индивидуализации. Принцип индивидуализации реализуется через индивидуальные образовательные программы. Разрабатывать ИАП должен не педагог или психолог, это задача тьютора. Для того, чтобы ребенок смог свои возможности собрать в свою образовательную индивидуальную программу, ему нужно предоставить открытое образовательное пространство, откуда он сможет взять ресурсы и сорганизовать свою программу и начинать ее реализовывать. Вот без этого шага он никуда не пойдет. Мы видим, что в Артеке есть потенциальная возможность и достаточно много ресурсов и создано открытого образовательное пространство, уверена Ирина Канзулова.

В идеальном варианте, по мнению эксперта — открытое образовательное пространство представляет широкий выбор образовательных, познавательных и развивающих направлений, где школа является не основным, а одним из образовательных институтов. Таким образом у школьников формируется культура выбора, а также четкое понимание, как выстраивать своё будущее образование и какие навыки при этом должны быть развиты. И только тьютор сопровождая, помогает выстроить образовательный путь.

В Артеке образовательное пространство уже создано, школьник может выбрать профильную смену, заниматься в центре дополнительного обучения, принять участие в процессе самоуправления, спортивных и культурных мероприятиях. Но и это не всё, главный принцип открытого образовательного пространства, предоставить школьнику свободное пространство для нового запроса и этот запрос вожатые, педагоги и тьюторы должны увидеть, разработать и предложить.

С этой целью и была проведена школа вожатых, где были рассмотрены следующие вопросы:

— теоретико-педагогические основания тьюторского сопровождения: принцип индивидуализации, открытое образовательное пространство, технологические этапы, индивидуальная образовательная программа, рефлексия;

— использование инструментов для выявления запросов.

Вожатые совместно с методистами и психологами   спроектировали структуру открытого образовательного  пространства  лагеря «Артек»  в виде навигатора, который позволит осознать  разнообразие образовательных возможностей и выстроить собственную образовательную программу. Таких возможностей у ребят  должно быть избыточное количество, в этом случае каждый элемент социальной среды может стать для ребенка ресурсом.

Также вожатые познакомились с сертифицированной  практикой «Тьюторское сопровождение одаренных детей при организации летней школы» и с «Технология вовлечения школьников в проектирование будущих городов». С помощью  технологии «Шаг назад из будущего», они  стали разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для детей из своих отрядов.

Проектная смена АСИ включает в себя стратегические сессии и семинары по конструированию будущего территорий, разработку и запуск школьными командами проектов, направленных на развитие их родных городов, проведение ярмарок социальных проектов в целях привлечения партнеров и масштабирования идей школьников.

#детскийфорсайт #АРТЕК2018 #Мыбудущее #детименяющиемир #всёповзрослому #кадрыбудущего #АСИ

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы ждем комментариев от живых людей * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.